Кала Корейш
Исследователи Кайтага и Кала-Корейша:
ал-Якуби, ал-Белазури, ал-Табари, ал-Куфи (ар. историки 9-10 вв);
Абу-Хамид ал-Гарнати, Ибн ал-Асиру, Абу-л-Фида (ар.ист. 12-13 вв);
«Тарих Дагестана» Мухаммеда Рафи, «Дербенд-наме» - Аваби Акташи;
Адам Олеарий (1600-1671) – нем.посол в Москве и путеш.;
Эвлия Челеби – знам. турецкий путеш.;
Г.Гербер(участник Перс. похода Петра 1722 г) в 1728 году описал дом уцмия и власть;
непосредственное изучение начал академик Б.А.Дорн(1805-1881) в 1861г был в Кала-Корейше и Кубачи;он воспроизвел и куфическую надпись михраба.
А.С.Башкиров – профессор в 20-е годы описал саркофаг (12 век), двери мечети ( на фото);
Е.М.Шиллинг – этнограф – двери;
Э.В.Кильчевская (1960 –е годы) – надгробия 8-10 вв
Л.И.Лавров – не был в Кала-Корейше, но по рисункам и фото попытался прочесть надпись михраба и на стеле 13 в. в мечети;
П.М.Дебиров, А.Ф.Гольдштейн, М.М.Маммаев, Б.А.Алиев, Мурад Гаджиев и Амри Шихсаидов.
Памятники:
1.Джума-мечеть 12(13) вв, площадь с четырьмя каменными колоннами (высота до 4 м., из фигурных блоков, в нижней части четырехгранные, переходящие в цилиндр) и штуковым михрабом высотой 3,2 м(из двух ниш -большой и малой, встроенных друг в друга), обрамленный резным штуком . Штуковый михраб имеется и в с. Каракюре Ахтынского района.
Фасад мечети имеет два арочных портала(айван), в ней были резные двустворчатые дубовые двери – находятся в Дагестанском республиканском музее. Орнамент дверей – сложное плетение из двухжелобковых лент с растительными формами, в стыках листьев – конусообразные пуговки с дырочками в центре. Подробно описали искусствоведы А.С.Башкиров и П.М.Дебиров.
1а. Надмогильная плита 13-14 вв в мечети:
на полукуфи надпись: «Царство принадлежит Аллаху, единому всепобеждающему. Хозяин этой могилы – в знаниях он напоминает деяния пророков, благочестие его подобно благочестию Абу-Бекра, доблесть его подобна доблести Али, справедливость его подобна справедливости праведных халифов, а он владелец Калакорейша Ах.с.б.р.сын Хиздана, - да осветит Аллах его могилу, да простит Аллах его грехи».
По периметру: «Все сущее тленно, кроме лика Его. За ним решение, и к нему вы будете возвращены. О, боже! Прости его, смилуйся над ним, помилуй его».
1б. Надписи на фасаде мечети: «Умерло от чумы (много) жителей Калакорейша, так что осталось 40 домов из 150 домов».После этого была построена (восстановлена) эта стена.»Разразилась чума в это время. Владелец этой стены Бахмуд сын Хасана. 1235 г. х. (1819).
2. «Мавзолей уцмиев»: высота купольного сооружения 5,37 м; прямоугольного основания – 3,67 м
Стелы: 1-я «Это могила счастливого мученика, нуждающегося в милости Владыки Всемилостливого Махаммад-хана сына Султан Ахмада в тысяча пятом году (1596 г).
2-я «Хозяин этой могилы Ахмад-хан, который оставался во власти(фимулк) пятьдесять лет и умер в мухарраме 1163 года (декабрь 1749 года). В 1747 г он освободил Дербент от персидского гарнизона.
3-я «Хозяин этой могилы имам Али сын Султан Ахмада» 18 век.
4-я надпись не читается, стела обращена в другую сторону
3. Уцмийское кладбище: площадь 27,20 х 14 м ; 39 погребений со стелами «уцмийского стиля» (узким основанием книзу, тимпанообразным конусом, два вида резьбы – геометрического и растительного орнамента, нередко воспроизводящего генеалогическое дерево) с 14 по18 вв. Арабеска-ранняя форма орнаментального искусства, восточные мыслители ее сравнивали с «музыкой, призванной создавать новую и более совершенную красоту».
Наиболее выразительна стела Амир-Хамзы-уцмия, умершего в нач. 19 в?.(но умер он 25 марта 1788 г.
Каллиграфия – согласно учению Мухаммада «письмо- половина учения», а поэтому Ислам признавал божественное происхождение письма.
В 7 веке возник прямолинейный угловатый почерк «куфи», а позднее еще 6 канонизированных почерков (Аль-куфи аль-бана –строительный куфи; Ас-Сулс –одна треть букв почерка кривая, две трети – прямая; Ан-Насх – для переписки Корана; Аль-Иджаза – для царских указов; Аль-Фариси – скоропись; Ар-РукЪа;).
4. Остатки сигнально- сторожевой башни к западу в 300 м от Калакорейша у дороги в Кубачи, диаметр 6 м ., высота 2,8 м. Ранее ее высота 10-12 м. в систему башен входила и Джурмачинская.
5. Уцмиевы 2 дороги: основная в сторону Маджалиса (Дербента) и внизу Караван-сарай; на Кубачи-Уркарах, а тропа на Дибгалик (3 км). Мощение и подпорки высотой до 4-6 м.
В 1652 году сильное землетрясение, разрушен дом Амирхан-уцмия, под развалинами погибло семь человек семьи - жена, дочери и служанки.
Одним из древних кодифицированных сборников адатов является постановления Кайтагского уцмия Рустем-хана (1601-1645 гг):
«если раб прикоснется к жене узденя с прелюбодейной целью, то его убивать;
если бек прикоснется к жене узденя, то должен дать штраф в пользу общества…»
Конечная статья этого феодального кодекса гласит:
«В государстве – без правителя, в обществе – без суда, в стаде – без пастуха, войске – без разумного, в селе – без головы добра не будет»;
Каждая глава заканчивалась предупреждением: «Кто сдержит свой язык, тот и голову сбережет»
Из истории Дагестана
Из истории: с 4 века до н.э. Кавказская Албания (в 331 г. до н.э. албанцы с персами (Дарий 111) противостояли Македонскому, с 88-85 г до н.э. по 1 в н.э. – с римлянами (Лукулл, Помпей, Красс), 5-6 вв - с сасанидами. с 6 в – тюркский каганат, 7в -965г – Хазарский каганат, с 652 г – похды арабов в Дербент. 5 век- составление албанского алфавита из 52 букв(памятники письма в Левашинском, Акушинском и др. районах Дагестана).
Распад К.Албании привел к образованию мелких государств: Дербенд(персы, арабы), Тавапсаран(были колонии персов арабов), Лакз(лезгины), Гумик, Кайтак(Хамзин), Филан, Зирихгеран, Маскат(смешанное население)
Арабский полководец Мерван в 714 году (2-й поход арабов) проходит из Зирихгерана в Табасаран через Хамзин. Арабская культура унаследовала достижения древнейших цивилизаций: от Месопотамии – кирпичную кладку, от Египта – колонные залы. Зодчество Арабского Востока выработало неизвестные типы зданий: мечети(место поклонения), минареты(башни), медресе(духовные семинаии), мавзолеи(погребальные усыпальницы), караван-сараи(постоялые дворы).
1222 год – нападение полчищ монголо-татар под предводительством Джебе т Субудая на Дагестан; Дербент вошел в состав владений Батыя.
1395 год – нашествия Тимура и Тохтамыша(союзника кайтаков), когда между ними борьба за Дагестан и Кавказ. Истребление кайтагов.
1396 год -Тимур дошел до области кубачинцев.
нач. 16 в. - Дагестан под влиянием персов;
вторая пол. 16 в. – под влиянием турецких султанов;
16-17 вв – владения кайтагских уцмиев простирались от Каспия (на востоке), до Дербентского ханства(на юге) и Казикумухского шамхалства (на севере) и населяли три этнические группы: даргинцы, кумыки и тюркское племя, которое поселилось в конце 17 в в Теркеме с повеления уцмия. В 1635 г. 40 000 людей;
1588-1597 годы правления Хан-Мухаммада, сына Султан Ахмада –уцмия, ему приписывается основание Маджалиса.
18 век – век феодальных между усобиц.
Амир-Хамза пленил проезжающего в 1775 году академика С.Г.Гмелина, не получив удовлетворения от Императора России о возвращении беглых крестьян. Он умер в заточении.
1722-23 гг – Персидский поход Петра 1;
1741 г.- Надиршах вновь за возврат Дагестана, кайтагцы, вытесненные 24 тыс. отрядом Ата-хана Афганского, оказывали героическое сопротивление из Кубачи. Уцмий подчинился и перешел на сторону шаха.
1799 г.- принятие в подданство России уцмийства при Рустем-хане (При Павле 1 и Александре);
1820 г. – генерал Ермолов объявил о ликвидации уцмийства, хотя его официальное упразднение было в 1860 году.
Сиволика: Лев, барс, пантера на фасадах стражи (обереги) храмов, могил, городов.